Ученые из Финляндии провели исследование нового вида терапии у пациентов, парализованных в результате травм спинного мозга. Они длительно использовали транскраниальную магнитную стимуляцию в сочетании с другим лечением и добились восстановления двигательных функций у парализованных. Об этом сообщает пресс-служба Университета Хельсинки со ссылкой на публикацию в журнале Spinal Cord Series and Cases.

Ученые под руководством специалиста по нейрологии доктор Анастасии Шульги (Anastasia Shulga) из Биомаг лаборатории в госпитале университета Хельсинки провели эксперимент на двух пациентах с травмами спинного мозга. Один больной был парализован ниже колен. Это состояние называют параплегией. Второй был в состоянии тетраплегии — когда все четыре конечности утрачивают мышечную силу, в частности, его руки не могли схватить предмет. Оба подопытных получили травмы более двух лет назад и лечились традиционными методами. Свое обычное лечение они не прерывали и на время эксперимента.

Ученые применили для лечения этих двух больных сочетание транскраниальной магнитной стимуляции (неинвазивный метод) вместе с периферической нервной стимуляцией. Лечение длилось полгода, и это первый такого рода опыт для лечения пациентов с травмами спинного мозга.

Через полгода такого комбинированного лечения параплегический пациент мог сгибать оба колена, а тетраплегический — взять предмет рукой. Это означает, что у больных усилились нервные соединения и частично восстановились движения мускулов, которые раньше были полностью обездвижены. Даже через месяц после того как данное лечение прекратили, больные сохраняли способность движения мускулов еще в течение месяца. Затем один из пациентов участвовал в дальнейшем исследовании, в котором стимуляция была более интенсивной и длилась дольше.

По словам доктора Джирки Макела (Jyrki Mäkelä), руководителя Биомаг лаборатории, лечение больных с травмами спинного мозга очень востребовано. Получив многообещающие результаты на этих двух пациентах, авторы работы планируют подтвердить результат возможно в сочетании с другими терапевтическими стратегиями.

Ранее ученые, в том числе из Института физиологии им. И.П. Павлова РАН установили, что функции спинного мозга при одностороннем поражении можно восстановить.

После примерно шести месяцев терапии пациент с четырьмя парализованными конечностями сумел взять в руку предмет.