Изображения животных на древнеегипетских артефактах помогли ученым собрать и проанализировать детальную летопись крупных млекопитающих, живших в долине Нила на протяжении последних 6000 лет. Локальное вымирание животных, вероятно связанное со все более засушливым климатом и ростом человеческой популяции в регионе, делало экосистему все менее устойчивой. Об исследовании, результаты которого опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences  (PNAS),  сообщает новостной центр университета Калифорнии, Санта-Круз (США).

Во времена, когда в регионе жило много видов, потеря одного вида слабо сказывалось на функционировании экосистемы, но сейчас такие изменения очень заметны. Среди видов, запечатленных на произведениях искусства додинастического периода (до 3100 года до н.э.), но ныне в Египте не обитающих — львы, дикие собаки, слоны, сернобыки, конгони и жирафы. 6000 лет назад в Египте обитало 37 видов крупных млекопитающих, а сейчас таких осталось лишь 8.

Один из авторов статьи Джастин Якель (Justin Yeakel) объясняет, что «одна из главных вещей, утерянных в процессе уменьшения количества видов — это экологическая избыточность системы. Раньше было несколько видов газелей и других мелких травоядных животных, на которых могли охотиться многие хищники. Когда же травоядных мало, потеря любого из них серьезно влияет на стабильность всей системы и может привести к вымиранию все новых животных».

Исследование также базируется на записях, составленных зоологом Дейлом Осборном (Dale Osborne), чья книга «Млекопитающие Древнего Египта» (1998) дает детальную ретроспективу существования популяций животных в регионе, основанную на археологических и палеонтологических свидетельствах, а также исторических записях.

Исследователи обнаружили пять эпизодов существенных изменений популяций млекопитающих, три из которых совпадали с сильнейшими изменениями климата, который становился все более засушливым. Эти периоды засухи также совпадали с изменениями в обществе, такими как крах Старого царства около 4000 лет назад и закат Нового царства 3000 лет назад. Когда 5500 лет назад муссоны стали уходить на юг, вместе с засухами начался рост человеческой популяции, и соревнование с людьми за пространство также оказало большой эффект на фауну долины Нила.

Последний сдвиг случился около 100 лет назад. Анализ сетей хищник-жертва показал, что вымирание видов за последние 150 лет непропорционально сильно воздействовало на стабильность экосистемы. Исследователи надеются, что их работа поможет больше понять в современных экосистемах и, следовательно, принимать решения с учетом новых знаний.

Фото: Фонд Чарльза Эдвина Уилбура, Бруклинский музей