Веками для создания опиоидных анальгетиков выращивались цветы мака. Однако ученые сумели «взломать» ДНК дрожжеого грибка, чтобы использовать его для «производства» опиоидных веществ — примерно по тому же принципу, по которому они участвуют в создании пива. Об этом  сообщает пресс-служба Инженерной школы Стэнфордского университета.

Профессор Кристина Смолк (Christina Smolke) объяснила, в чем заключается цель экспериментов: «Мы уже близки к тому, чтобы запустить полноценный процесс производства опиатов без выращивания мака. Это с одной стороны будет полезным для паллиативной медицины, а с другой — значительно снизит риски нелегального использования лекарств».

Разумеется, потребовались генетические манипуляции. К клеткам дрожжей ученые добавили пять новых генов от двух других организмов: три гена — от цветов мака, два — от бактерий, живущих на их стеблях. Этот генетический коктейль должен превратить обычные дрожжи в своеобразные химические фабрики, в которых идут два основных процесса по производству опиатов. Первый — это аналог производства опиума в самих маках, второй — аналог усилий фармакологов по созданию эффективных опиоидных препаратов. Так методами биоинженерии все производственная цепочка из 18 звеньев от макового поля до фармацевтической лаборатории будет упакована в простые дрожжи.

«Нам еще нужно укрепить последние звенья, то есть улучшить работу на последних этапах производства опиатов, и тогда у нас в руках будет рентабельный, не зависящий от урожаев, безопасный и легальный способ получения анальгетиков», — рассказала Смолк.

Изображение: Wikimedia Commons