Международный коллектив ученых под руководством Инны Сафоновой из Института геологии и минералогии им. В.С.Соболева (ИГМ СО РАН) обнаружил фрагменты древних океанических островов в горах Тянь-Шаня и оценил размеры исчезнувшего океана. По своей природе палеострова близки к современным Гавайским, считают ученые, их статья опубликована в журнале Gondwana Research, кратко об исследовании рассказывает сайт НГУ.

Как пояснила Инна Сафонова, речь идет не просто об океанических породах, которые в прошлом находились на дне океана, а именно фрагментах океанических островов. Ученым удалось по различным признакам установить их возраст. «Оказалось, что это — цепочка вулканических островов, существовавшая весь девонский период: от 415 до 360 млн. лет, то есть около 55 миллионов лет. Это очень много!» — говорит руководитель исследования.

Ученые считают, что когда-то Туркестанский (Южно Тянь-Шаньский) океан находился между Казахстанским и Таримским палеоконтинентами, которые теперь входят в состав единого Евроазиатского континента. По расчетам ученых, по размерам океан можно сравнивать с современным Индийским. Установить размеры оказалось возможным как раз исходя из возраста океана: чем он больше, тем его кора мощнее, а сам он древнее, то есть зная приблизительную скорость погружения коры, можно приближенно оценить минимальный размер океана.

Туркестанский океан исчезал или «закрывался», как говорят геологи, по мере движения навстречу друг другу ограничивающих его континентов. В итоге большая часть океанической плиты погрузилась в мантию, но небольшие участки оказалась «срезаны» краями континентальных литосферных плит. В местах их столкновений вырастали горы, вместе с которыми все выше поднимались и фрагменты сохранившихся на поверхности древних островов.

Для обнаружения, правильной диагностики и изучения условий образования этих фрагментов в том или ином сегменте океана геологи применили новый подход — использовали японскую модель стратиграфии океанической плиты (Oceanic Plate Stratigraphy, OPS). Модель OPS позволяет находить на континентах остатки палеоокеанов, устанавливать возраст, размер, направление движения и погружения давно исчезнувшей океанической плиты. В основе OPS лежит тщательное изучение устойчивых ассоциаций различных типов осадочных и магматических пород, с учетом их геохимического состава и петрогенезиса.

Большая часть образцов была отобрана учеными на Атбашинском и Джаныджерском хребтах Южного Тянь-Шаня. Они изучили образцы базальтов и определили их возраст по микропалеонтологическим фрагментам организмов — радиоляриям, брахиоподам, водорослям, кораллам и т.д.

Происхождение таких вулканических островов в середине океана многие ученые связывают с проявлением мантийных плюмов — струй мантийного вещества, которые поднимаются из глубин мантии, вызывая плавление Земной коры и приводя к извержению лавы особого состава и образованию вулканов на поверхности Земли. Применив модель плюмового магматизма к южной части Тянь-Шаня, геологи пришли к выводу, что цепочка палеоостровов сформировалась под воздействием такого мантийного плюма во внутренней части древней океанической плиты, над которой миллионы лет назад существовал Туркестанский океан.