Древнейшие каменные круги Британии, расположенные в Калланише (Гебридские острова) и на Стеннессе (Оркнейские острова), имеющие возраст по 5000 лет, были ориентированы древними строителями по Солнцу и Луне, причем с высокой точностью. К такому выводу пришли ученые из университета Аделаиды (Австралия), под руководством доктора Гейл Хиггинботтом (Gail Higginbottom). Их статью, опубликованную в журнале Journal of Archaeological Science, пересказывает газета The Independent.

Австралийские ученые, используя новейшие картографические данные и 3D-моделирование, установили: каменные круги в Калланише и на Стеннессе были построены так, чтобы с помощью них можно было отслеживать пути Луны и Солнца по небу, в разные фазы их цикла. Причем древние строители были столь искушены в астрономии, что с помощью их кругов можно даже вычислить время появления Луны в самой северной ее закатной точке — что случается всего раз в 18,6 лет.

Таким образом, сделали вывод ученые, хотя эти мегалитические сооружения и были построены относительно быстро, в основу их конструкции легли астрономические знания, накопленные многими поколениями. И это касается не только Калланиша и на Стеннесса: по тому же принципу, как установили исследователи, построены каменные круги еще более чем в 100 локациях по всей Британии.

По словам доктора Хиггинботтом, астрономические наблюдения для людей, живших 5000 лет назад, имели не только научный, но и религиозный характер: «Они должны были быть уверены в происходящих в природе процессах, чтобы выжить. Но это была отчасти и магия. Во время Зимнего солнцестояния, когда солнце уходило все дальше на юг, погода становилась холоднее, а дни — короче, им нужно было иметь четкое подтверждение того, что солнце снова начинает двигаться на север, к более теплой погоде — иначе это была бы катастрофа».

Почему же астрономический смысл кругов в Калланише, на Стеннессе и в других местах не понимали до сих пор? Причина, как объяснила доктор Хиггинботтом, в том, что до сих пор эти мегалитические комплексы анализировали обычно в целом, как группу всех камней, и не выделяли среди них отдельные круги.

Теперь команда ученых из университета Аделаиды хочет аналогичным образом проанализировать также Стоунхендж, который был построен на 500 лет позже, чем круги в Калланише и на Стеннессе, и имеет более сложную структуру.

Напомним, что по последним данным, Стоунхендж мог быть сначала воздвигнут в Уэльсе и уже затем перенесен в южную Англию. Кроме того, мы узнали, что и как ели его строители.