Большая международная группа ученых под руководством Андрэ Штрауса (André Strauss) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Германия) обнаружила при раскопках на территории современной Бразилии останки человека, умершего примерно 9100-9400 лет в результате того, что очень похоже на ритуальное обезглавливание. Это самый древний случай совершения такого ритуала из известных на американском континенте. Статья ученых опубликована в PLOS ONE.

Взору ученых предстала необычная находка, явно говорящая о неизвестном ритуале. Рядом с черепом лежала ампутированная правая рука, она была подложена под левую сторону лица, а ее пальцы указывали на подбородок. Левая рука, также ампутированная, лежала с правой стороны от лица, а ее пальцы были направлены на лоб. Ученые также установили, что ткани с черепа были удалены до его захоронения. Похожие ритуалы существовали в странах Ближнего востока, где родственники таким образом хоронили умершего, чаще всего в подвале собственного дома.

Ученым также удалось установить, что похороненный в ходе ритуала обезглавливания молодой человек был местным, жил в том же районе, что и был найден, то есть это не может быть захваченный в плен представитель вражеской общности. Такие данные дал анализ образцов зубной эмали найденных останков на содержание изотопов стронция в сравнении с содержанием их в местной среде.

При этом сравнение останков с другими, найденными примерно на этой же территории, показало, что внешний вид молодого человека, по-видимому, отличался от других. К примеру, череп его был значительно больше. Возможно, это обстоятельство и стало причиной того, что он стал адресатом загадочного ритуала.