Британские, турецкие и голландские археологи и геологи проводили раскопки в западной Анатолии, где долине реки Гедиз было обнаружено каменное орудие возрастом 1,4–1,2 млн лет, когда был только «человек умелый», Земля была населена пещерными львами и гигантскими оленями, а до современного человека — Homo sapiens — оставалось более миллиона лет. Об этом было сообщено в журнале Quaternary Science Reviews.

Плейстоцен — геологическая эпоха (2,6–0,01 млн лет назад), относящаяся к четверичному периоду, в начале которой, очевидно, появились первые человекообразные существа. В Олдувайском ущелье в Африке к этому времени относятся одни из самых древних останков первобытных людей в мире. Очевидно, человекообразные существа в это время переходили от питекантропов к Homo habilis – человеку умелому. До эпохи Homo sapiens было еще очень далеко. На большую часть плейстоцена приходится ледниковый период, кроме того, это время так называемой мегафауны — мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных львов, гигантских оленей.

Портал Научная Россия не раз сообщал об археологических находках, относящихся к плейстоценовому периоду. Например, о том, как на раскопах палеолитической стоянки Рензидон археологи нашли новый вид гомофтериевых (хоботных), который был назван Sinomastodon jiangnanensis, или о работе сибирских археологов из Иркутского университета, изучающих уникальную стоянку нареке Витим. Однако находки, относящиеся к калабрийскому плейстоцену  большая редкость.

То, что в Анатолии в это время уже жили люди, ученым было известно и раньше. Анатолия считается важнейшими воротами, через которые шло расселение первобытных людей в Азии и Европе. Правда, древних находок здесь не так уж много  возможно, из-за того, что в последующие тысячелетия эта земля знала множество других цивилизаций, скрывших под своими останками следы древнейших стоянок. Именно поэтому находка обработанного кремня в бассейне реки Гедиз имеет такую ценность. Другие первобытные находки в Анатолии с трудом поддаются датировке, в данном же случае, благодаря отложениям базальтовой лавы в бассейне реки, ученые, использовавшие очень точные  способы геологической датировки слоев  радиоизотопный и палеомагнитный анализ  смогли датировать находку периодом 1,4–1,2 миллиона лет.

Источник фото: apxeo.info