Команда исследователей из Медицинской школы университета Эксетера (Великобритания) и Королевского колледжа в Лондоне выявила самое убедительное на данный момент свидетельство того, что ключевую роль в развитии болезни Альцгеймера играют эпигенетические изменения в мозге, сообщает пресс-служба Университета.

Эпигенетические изменения влияют на экспрессию или активность генов, не меняя лежащую в основе последовательность ДНК, и считаются одним из механизмов, посредством которого внешние факторы могут взаимодействовать с геномом. Важно, что эпигенетические изменения потенциально обратимы и тем самым дают цель для развития новых методов терапии.

В целом, более 26 млн человек на данный момент подвержены болезни Альцгеймера. Поскольку это число растет с увеличением среднего возраста населения, идентификация новых механизмов болезни нужна больше, чем когда бы то ни было. Посмертное изучение показало, как Альцгеймер повреждает мозг. Некоторые регионы, например, энторинальный кортекс, особенно восприимчивы, тогда как другие, скажем, мозжечок, остаются практически неповрежденными. Однако не так много известно о том, как и почему болезнь развивается в конкретных областях мозга.

В ходе настоящего исследования, результаты которого опубликованы в Nature Neuroscience, обнаружилось, что химические модификации ДНК в гене ANK1 тесно связаны с размерами нейропатологий. Выяснилось, что люди, имеющие более серьезную нейропатологию, связанную с болезнью Альцгеймера, имеют и повышенный уровень модификаций ДНК в гене ANK1. Результат был особенно сильным для энторинального кортекса, а также наблюдался и в других кортикальных отделах, поражаемых болезнью. В менее пораженных областях мозга или в крови, напротив, никаких значимых изменений  обнаружено не было.

Руководитель исследования профессор Джонатан Милл (Jonathan Mill) из университета Эксетера заявил: «Это свидетельство того, что эпигенетические изменения в мозге соответствуют болезни Альцгеймера. Оно также дает потенциальную надежду на понимание механизмов, запускающих деменцию, а значит и на последующее излечение».

Иллюстрация: ru.123rf.com