Для принятия решения может быть достаточно всего двух нейронов — во всяком случае, улиткам. Такое открытие сделали ученые из университета Сассекса (Англия), под руководством профессора Джорджа Кернеса (George Kemenes). Результаты их исследования готовятся к печати в журнале Nature Communications, кратко их пересказывает пресс-релиз университета.

Кернес с коллегами изучали активность мозга пресноводных улиток в тот момент, когда они принимают решения о поиске еды (в данном случае, салата-латука). С помощью вживленных в мозг моллюска электродов регистрировалась электрическая активность составляющих его нейронов, т. е. какие нервные клетки возбуждались, и насколько.

Выяснилось, что в основе принятия решения о поиске еды лежит цепочка всего из двух нейронов. Первый из них дает мозгу понять, находится ли потенциальная еда где-то рядом. Второй же передает мотивационный сигнал — подсказывает, хочется ли моллюску в данный момент есть. Взаимодействие этих двух нервных клеток и запускает уже гораздо более сложный поведенческий механизм поиска еды, если ответ на оба вопроса положительный.

Стоит отметить, что таким образом достигается экономия энергии: если моллюск не голоден или знает, что еды поблизости нет, весь остальной его мозг может не беспокоиться по этому поводу. Таким образом максимально эффективно решается задача интеграции внешней (наличие пищи) и внутренней (степень голода) информации.

«До сих пор мы знаем очень мало о том, что происходит в нашем мозге, когда мы принимаем сложные поведенческие решения и воплощаем их в жизнь, — прокомментировал профессор Кернес, — Наше исследование впервые демонстрирует, как всего два нейрона могут сформировать механизм в мозге животного, который направляет и оптимизирует принятие сложных решений. Оно также показывает, как эта система помогает управлять количеством затрачиваемой при этом энергии».

Это открытие может также пригодиться при конструировании роботов, которым тоже периодически нужно «принимать решения» и хорошо бы делать это с минимальными затратами.

Используя современные технологии, ученые все лучше разбираются в том, как работает нервная система животных. Так, недавно впервые удалось в подробностях заснять на видео работу нервной системы дрозофилы.