Майкл Д`Эмик (Michael D'Emic), специалист по анатомическим исследованиям из Университетской школы Стоуни-Брук в Нью-Йорке (США), подливает масла в огонь продолжающегося спора о том, были ли динозавры холоднокровными, теплокровными, или чем-то средним. Д`Эмик считает, что правильный ответ — они были теплокровными, а выводы предыдущего исследования на эту тему он считает неправильными. Подробности рассказывает сайт Live Science.

Долгое время считалось, что динозавры, подобно остальным ныне живущим рептилиям, были холоднокровными. Однако тогда непонятно, как они могли вырастать до таких гигантских размеров. В последние годы некоторые исследователи, используя данные сложного анализа останков, начали предполагать, что все же динозавры могли быть теплокровными. Сейчас большинство ученых склоняются к тому, что динозавры были ни холоднокровными, ни теплокровными, а чем-то средним.

На это указывают, в частности, результаты прошлогоднего исследования ученых из университета Нью-Мексико (США) под руководством Джона Грейди (John Grady). Они анализировали скорость роста 21 вида динозавров, измеряя диаметр годичных колец в их костях (они там в принципе такие же, как в стволах деревьев). Полученные данные ученые сравнили с темпами роста как современных, так и уже вымерших холоднокровных и теплокровных животных, и показатели динозавров оказались как раз посередине.

Однако теперь Д`Эмик критикует исследование коллег. Во-первых, говорит он, они рассчитывали дневной рост, то есть делили показатель, «снятый» с годичного кольца, на 365. Это помогло стандартизировать методику, поскольку разные животные растут с различной скоростью, и если одни полностью вырастают за год, то другим на это требуется несколько лет. «Но проблема в том, что большинство животных не растет в течение половины каждого года, во время холодного или сухого сезона, — говорит Д`Эмик. — Поэтому делить нужно не на 365, а примерно на 180, что удваивает темпы роста динозавров». Во-вторых, Грейди с коллегами не приплюсовали к показателям динозавров показатели птиц, что Д`Эмик считает ошибкой. Ведь птицы — это, фактически, обросшие перьями динозавры. Так что если подсчитать все правильно, считает он, то окажется, что динозавры росли так же быстро, как и теплокровные животные. К которым они, следовательно, и относятся.

Грейди уже выступил с ответом на критику коллеги через журнал Science. Он указал на то, что сезонность роста характерна практически всем животным, а значит, руководствуясь этой логикой, показатели нужно удваивать для всех, а не только для динозавров. Что же касается птиц, то смешивать их с динозаврами некорректно, поскольку они ушли дальше по эволюционной лестнице, в том числе и в плане регуляции своего метаболизма.

Напомним, что к теплокровным относятся те животные, которые могут поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне, холоднокровные же такой способности лишены. Из современных животных, к теплокровным относятся только птицы и млекопитающие, включая человека. Хотя недавно неожиданно выяснилось, что существует одна теплокровная рыба — но это все же исключение.