Кэтлин Корривью (Kathleen H. Corriveau) и Кэтлин Куркул (Katelyn E. Kurkul), психологи из Бостонского университета (США), выяснили, что даже трехлетние дети в некоторой степени обладают способностью отличать хорошее объяснение от плохого, а в пять лет уже вполне осознанно выбирают учителя, объясняющего материал более понятно. О результатах экспериментов рассказывает статья, опубликованной в журнале Child Development.

Эксперимент был выстроен так: группе детей представляли двух девушек, и каждая из них объясняла детям какое-то явление. Одно объяснение было заведомо понятным и выстроенным, в отличие от второго, которое было циклическим — то есть педагог объясняла понятие с использованием его же самого (например, «дождь идет, потому что вода падает с неба»). После этого оба педагога рассказывали уже о новом объекте и обозначали его название. Причем в данном случае оба текста были похожи, были достаточно понятными, оба названия были синонимичными. Однако дети явно предпочитали слушать того взрослого, который в первичном эксперименте рассказывал понятно, и соглашаться с ним.

Такую тенденцию показали и трехлетние, и пятилетние дети. Но у пятилетних она была выражена более ярко. Те и другие были склонны соглашаться с объяснением педагога, ранее показавшего себя с лучшей стороны. Однако трехлетние дети путались при слишком длинных объяснениях педагога, а также не выказывали явного предпочтения в использовании того или иного названия объекта. Пятилетние также могли сформулировать недвусмысленное суждение: педагог, дающий понятные объяснения, лучше, чем дающий циклические объяснения.

Ученые считают полученные результаты обнадеживающими, говорящими о том, что у детей, даже в дошкольном возрасте, есть собственный внутренний механизм оценки хорошего и плохого знания, это значит, что в некотором роде они защищены от неадекватной информации.

Источник фото: ru.123rf.com