Ученые нашли в ландшафте северных равнин (бассейн Аргир) Марса следы цунами, вызванных метеоритами. Первый метеорит ударил 3,4 млрд лет назад. Вызванное им мега-ценами пробило на дне каналы, по которым вода возвращалась в океан, утверждает международный коллектив ученых, опубликовавший статью в Scientific Reports. Об этом сообщает пресс-служба Корнелльского университета, сотрудники которого участвовали в работе.

Ученые нашли доказательства двух ударов метеоритов на Марсе, которые вызвали цунами. Два метеорных события разделяли миллионы лет, в течение которых планета испытывала похолодание климата, в результате чего вода превратилась в лед. «Уровень океана отступил от его изначальной береговой линии и образовал вторую береговую линию, потому что климат стал значительно холоднее», — цитирует пресс-служба соавтора статьи Альберто Фаирена (Alberto Fairén) из Центра астробиологии в Мадриде, временно работающего в Корнэлльском университете.

Вторая волна цунами образовала округлые массивы льда на месте океана, который никогда уже не вернулся к прежним границам. Эти округлые массивы льда по сей день сохранили очертания. Ученые нашли доказательства, что в ранней истории Марса существовали очень холодные океаны, причем соленые. Холодная соленая вода была жидкой, а поэтому могла служить убежищем для живых организмов. Авторы работы полагают, что эти следы цунами — наиболее вероятные кандидаты на поиски следов жизни на Красной планете.

В дальнейшем ученые планируют изучить эти территории и оценить потенциал для будущих экспедиций на Марс.

Ранее мы рассказывали о другой работе Альберто Фаирен, в которой он с коллегами определил наиболее подходящие места для будущих экспедиций на Красную планету, чтобы искать следы жизни.