Международный институт исследования биологических видов при Нью-Йоркском государственном университете представил список из 10 самых необычных биологических видов, описанных учеными в прошлом году. Этот список ежегодно выходит 23 мая, к годовщине дня рождения Карла Линнея — основоположника современной классификации живых существ.

На этот раз в список попали динозавр с перьями, высиживавший яйца; похожее на коралл паразитическое растение, кувыркающийся паук и другие диковинные создания. Впрочем, обо всем по порядку.

1. Первым в списке идет динозавр Anzu wyliei из семейства Caenagnathidae, обитавшего в Северной Америке. Именно там, в штате Дакота (США) и был обнаружен его хорошо сохранившийся скелет. Будучи современником тираннозавра и трицератопса, Anzu wyliei имел много птичьих черт: покрытое перьями тело, трубчатые кости и клюв, как у попугая. Он также вил гнезда и высиживал яйца до тех пор, пока детеныши не вылуплялись. Большинство представителей семейства Caenagnathidae имели маленькие размеры, за что, вкупе с птицеобразной внешностью, их называют «адскими цыплятами». Но Anzu wyliei, имевшего 3,5 м в длину и 1,5 м в высоту, назвать цыпленком язык не поворачивается. Кроме того, несмотря на полые кости, он весил от 200 до 300 килограмм. До столь солидных размеров этот динозавр вырастал, питаясь растительной пищей и, возможно, мелкими животными.

2. Паразитическое растение Balanophora coralliformis с острова Лусон (Филиппины) интересно своими необычными подземными клубнями: длинные, обильно ветвящиеся, с шероховатой поверхностью, они похожи на ветки кораллов. Это растение-паразит само не способно к фотосинтезу, поэтому питается соками других растений, присасываясь к ним. Ботаники нашли всего 50 экземпляров Balanophora coralliformis, поэтому считается, что оно находится под угрозой исчезновения.

3. Паука Cebrennus rechenbergi, живущего в пустыне в Марокко, отличает оригинальный способ защиты от врагов. При приближении угрозы, он сначала принимает угрожающую позу, а если это не срабатывает — начинает кружить вокруг врага, наполовину бегая, а наполовину кувыркаясь. Кувыркаться этот паук может на ровной поверхности, либо скатываясь с песчаных дюн. Таким образом он не только увеличивает свою скорость в полтора раза, но и экономит энергию, поскольку кувыркаться проще, чем передвигать ногами. Принцип «лучшая защита — нападение» в случае Cebrennus rechenbergi работает на все 100%: спрятаться в пустыне все равно негде, а враги, деморализованные необычным способом передвижения паука, часто отступают.

4. Необычное животное Dendrogramma enigmatica было найдено на морском дне глубиной 1 км у побережья австралийской провинции Виктория. Больше всего оно похоже на гриб, только перевернутый: на конце «ножки» находится рот, а диск-«шляпка» прикрепляется ко дну. Длина ножки Dendrogramma enigmatica составляет всего 8 мм, а диаметр диска — 11 миллиметров. Самое загадочное в этом животном — его место на эволюционном древе: одни ученые относят его к типу Стрекающих (Cnidaria), другие — к типу Гребневиков (Ctenophora), а третьи и вовсе считают новым, отдельным типом. Разрешить этот спор должно исследование ДНК странного существа.

5. Оса Deuteragenia ossarium, обнаруженная в заповеднике Гутяншань на востоке Китая, попала в топ-10 благодаря необычному методу заботы о потомстве. Это насекомое, с длиной тела всего 15 мм, откладывает яйца в полые стебли растений, разделяя их на капсулы земляными перегородками. В каждую капсулу оса кладет убитого паука — питание для будущего потомства. Однако в последнюю, саму верхнюю капсулу Deuteragenia ossarium кладет не паука, а несколько мертвых муравьев. Выделяемая их телами кислота отпугивает паразитов, селящихся в осиных гнездах. Это первый зарегистрированный случай использования осами «химического оружия» (заметим, что некоторые муравьи его тоже применяют, только в других целях).

6. Свежеоткрытой лягушке Limnonectes larvaepartus из северной части острова Сулавеси (Индонезия) место в топ-10 обеспечил уникальный способ размножения: она рожает головастиков. Среди остальных известных науке 6445 видов лягушек так больше никто не делает: они либо мечут икру, из которой уже вылупляются головастики, либо дают жизнь уже полноценным лягушатам. Limnonectes larvaepartus имеет длину тела до 4 см и живет в лесах; границы ее ареала на Сулавеси еще подробно не изучены.

7. 24-сантиметровый палочник Phryganistria tamdaoensis — не самый крупный из палочников (есть и экземпляры длиной до 60 см), но его открытие во Вьетнаме показывает, что многие виды этих своеобразных насекомых еще науке не известны. Палочники с виду практически неотличимы от сухих веточек и листьев, за такой мастерский камуфляж их отряд получил второе характерное название — Привиденьевые. Вот и Phryganistria tamdaoensis, виртуозно маскирующийся под сухую ветку, обитает в городе Там Дао, который не раз ранее посещали энтомологи — но открыт он был только сейчас.

8. Морской слизень Phyllodesmium acanthorhinum, которого ученые обнаружили у берегов Японии, является связующим звеном между двумя разновидностями морских слизней: те, что питаются на гидроидных полипах и тех, что предпочитают коралловые рифы. Кроме того, Phyllodesmium acanthorhinum, как ни удивительно это звучит в адрес слизня, очень красив: его тело длиной 17-28 мм окрашено в оттенки синего, красного и золотого. Изучение этого вида поможет пролить свет на симбиоз родственных ему видов морских брюхоногих с водорослями, которые поселяются прямо в их телах и вырабатывают для них питательные вещества с помощью фотосинтеза. Портал Научная Россия уже писал, что один морской слизень пошел дальше, «одолжив» у водорослей необходимые гены и занявшись фотосинтезом самостоятельно.

9. Растение Tillandsia religiosa с его красивыми ярко-розовыми шипами в своем ареале обитания, на севере Мексики, давно и хорошо известно местным жителям, которые на Рождество украшают им алтарные сценки с младенцем Иисусом, Девой Марией, Иосифом и волхвами в яслях. Однако ботаники открыли для себя это растение из семейства Бромелиевые только сейчас. В дикой природе «религиозное» растение населяет скалы среди облачных лесов и достигает в высоту 1,5 метров.

10. Замыкает список иглобрюхая рыба Torquigener albomaculosus, которая оказалась «автором» загадочных кругов на морском дне у берегов японского острова Осима. Эти двухметровые круги c двойными контурами и радиальными линиями давно не давали ученым покоя. Разгадка оказалась неожиданной — их «чертит», извиваясь в песке, самец этой рыбки, чтобы привлечь самку. Готовый круг служит им местом для нереста. Окружающие его сложным рисунком борозды защищают откладываемую в центре икру от слишком сильных донных течений а также, возможно, и от хищников. Первым рисующую «магический» круг рыбку заснял японский фотограф Йоджи Оката (Yoji Okata), несколько позже весь процесс был также зафиксирован на видео.

P.S. В заключение отметим, что в общей сложности в 2014 г. ученые открыли около 18 000 новых видов живых организмов.