Ученым из Национального астрономического университета Мексики и Европейского объединенного института длиннобазовой интерферометрии (JIVE) в Нидерландах смогли «поймать» ключевой момент рождения тяжелой звезды и таким образом пролить свет на силы, управляющие подобными процессами. Статья об этом вышла в журнале Science.

Звезда W75N(B)-VLA2, о которой идёт речь, расположена в 4200 световых годах от Земли и светит в 300 раз ярче нашего Солнца. Далекая звезда окружена облаком пыли в форме тора (иначе говоря, бублика). Это облако пронизывает длинный столб ионизированного ветра, который звезда испускает в окружающий космос. Учёным удалось получить снимки до и после того, как этот столб возник.

Сделать это позволила батарея Very Large Array, состоящая из 27 радиотелескопов и расположенная в пустыне Нью-Мексико. Снимок «до» был получен ею в 1996 г., снимок «после» — в 2014 году.

«Сравнение потрясающее, — сказал мексиканский ученый Карлос Караско-Гонсалес (Carlos Carrasco-Gonzalez), один из главных авторов исследования. — Компактный, округлый звездный ветер за 18 лет трансформировался в чрезвычайно длинный поток».

«Этот объект предоставляет нам увлекательную возможность наблюдать в течение нескольких лет, когда у этой молодой звезды развивается форма биполярного потока», — добавил профессор Хуиб ванн Лангевельде (Huib van Langevelde) из Европейского объединённого института длиннобазовой интерферометрии (JIVE).

Длиннобазовой интерферометрией называется метод, позволяющий совмещать сигналы от расположенных на большом расстоянии антенн телескопов, получая таким образом общую картину, как с одного очень большого телескопа.

Анализ снимков показал, что столб ионизированного ветра, исходящий от звезды, ориентирован строго по линии магнитного поля. Исходя из этого, можно предположить, что магнетизм имеет в формировании тяжёлых молодых звёзд ключевую роль.

«Мы гораздо хуже понимаем, как развиваются молодые массивные звёзды, в сравнении с тем, как это происходит у звёзд наподобие Солнца, — сказал доктор Габриэль Зурцис (Dr Gabriele Surcis) из JIVE ещё один соавтор исследования. — Теперь же мы можем сами наблюдать весь процесс их развития».

Напомним, что недавно расположенный в чилийской пустыне международный радиотелескоп ALMA сделал беспрецедентно подробные снимки того, как из газопылевого диска вокруг далёкой звезды формируются планеты.

Кстати, рождаются не только планеты и звезды, но и черные дыры — и существует теория, что появление на свет черной дыры убивает радио-звезды.