Говоря «у меня хорошо с математикой», люди запросто могут ошибаться. Но даже если они правы, это может означать очень разные вещи, как показал эксперимент психологов из Университета Огайо (США). Различные математические способности дают разные сильные стороны, но люди часто оценивают себя неверно. Об этом рассказывает короткая статья на сайте университета, а полные результаты опубликованы в Journal of Personality and Social Psychology.

Эксперимент был поставлен так: 130 человек, из числа учащихся и сотрудников университета, приняли участие в четырёхдневной серии тестов. В них сначала люди сами оценивали свои способности к математике, а затем решали математические задачи трёх типов.

Первый сводился к простым вычислениям, способность к которым люди обычно и называют «способностями к математике». Это учёные оценивали, задавая людям вопросы типа: «Если вероятность заразиться составляет 10%, сколько из 1000 человек, вероятно, заразятся?» Второй касался работы с относительными величинами, такими, как проценты, и требовал уже более сложного и абстрактного анализа числовой информации. Наконец, третий тип задач касался способности правильно картировать математические величины. Например, людям давали листок бумаги с нарисованной на ней линией, которая представляла собой неразмеченную шкалу от 0 до 1000, и просили расположить на ней числа 4, 6, 18, 71, 230 и 780.

Кроме того, людей просили оценивать привлекательность рискованных ставок на результаты спортивных соревнований и запоминать как числа, так и разнообразные другие объекты.

Результаты оказались чрезвычайно интересными. Выяснилось, что треть людей, считающих себя хорошими математиками, на самом деле показывают результаты хуже среднего. Зато 1/5 тех, кто оценивает свои математические способности, как низкие, на самом деле справляются с задачками хорошо.

Способности к разным типам задач у одних и тех же людей сильно различаются. Так, люди, легко совершающие простые вычисления, гораздо чаще попадают в тупик, решая сложные математические задачи, где требуется абстрактное мышление. Зачастую они просто пропускают такие вопросы, даже не пытаясь найти на них ответ. «Возможно, это вызвано неуверенностью, или недостатком мотивации, — предположил Эллен Петерс, один из соавторов исследования и директор Инициативы по изучению поведенческих механизмов принятия решений в Университете Огайо. — Это важно, потому что таким людям трудно принимать продуманные финансовые решения».

Зато мастера простых вычислений умеют правильно оценивать выгодность рискованных ставок. Те же, кто предпочитает задачки посложнее, как оказалось, склонны соглашаться на все пари без разбора — в жизни они бы потеряли на этом много денег.

Далее, многие из тех, кто с высокой точностью наносит числа на числовую шкалу, часто показывают плохие результаты в вычислительной математике и часто промахиваются, делая ставки, хотя и немного, что наводит на мысль, что они на самом деле обычно не считают, а «прикидывают» на глазок. Но при этом такие люди лучше других запоминают числа.

Отметим, что в эксперименте на равных соревновались представители разных полов, и это правильно. Школьные учителя раньше считали, что девочки менее способны к математике, чем мальчики — но потом выяснилось, что девочки, которые об этом не знают, прекрасно математикой занимаются. Кстати, этот факт стал одним из аргументов в пользу экспериментов по использованию раздельного обучения в Америке, о которых недавно рассказывал портал Научная Россия.

 

Источник иллюстрации: ru.123rf.com