Что влияет на дизайн крыльев бабочек

Ученые нашли независимые генетические последовательности, определяющие неповторимый узор на крыльях бабочек.

Группа исследователей под руководством профессора Криса Джиггинса (Chris Jiggins) из Кембриджского университета (Великобритания) установила две наиболее распространенные модели окраса крыльев у бабочек вида Heliconius, распространенных в Центральной и Южной Америке. Ученые пришли к выводу, что красные пятна в верхней части крыльев и темные полосы внизу управляются независимыми генетическими «переключателями», которые возникли ранее в результате скрещения двух разных видов. Об исследовании рассказывает вебсайт Кембриджского университета.

Неповторимый окрас крыльев современных бабочек вида Heliconius, согласно новому исследованию, — результат скрещения видов, произошедшего около 2 млн лет назад.

То, что близкие виды могут обмениваться генетической информацией, установлено достаточно давно. Например, известно, что современный человек несет в себе гены давно вымерших родственных видов. В то же время исследование британских ученых впервые показывает, как смешение генетического материала генерирует новые комбинации генов, в данном случае определяя окрас крыльев бабочек.

Исследователи секвенировали геном 142 бабочек 17 видов по всему семейству Heliconius и сравнили данные ДНК, ориентируясь на регионы, связанные с двумя цветными узорами. В ходе анализа около 300 миллионов пар оснований ДНК сократилось до нескольких тысяч.

Ключом к эволюции узора крыльев этих бабочек стало понимание независимости каждого генетического переключателя. «Ген, который управляет переключателями, идентичен у всех бабочек этого вида. Он кодируется одним и тем же белком. Но благодаря крошечным различиям в ДНК возникает тот или иной рисунок на крыльях. Это как своеобразная генетическая палитра», — рассказывает исследователь Ричард Уоллбенк (Richard Wallbank), один из авторов работы.

Ученые обнаружили, что генетические переключатели для этих пятен работают независимо, несмотря на то, расположены рядом друг с другом в геноме. Секвенирование показало, что переключатель для каждого цвета развился изначально у отдельных видов, но был впоследствии начал смешиваться у всех видов Heliconius в результате случайного скрещивания, произошедшего почти два миллиона лет назад.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что осы-наездники передают свой генетический материал бабочкам, на которых паразитируют.

heliconius бабочки окраска секвенирование генома скрещение видов