Группа ученых во главе с Джеймсом О'Донохью (James O'Donoghue) из Бостонского университета в США пришла к выводу, что источник нагрева верхних слоев атмосферы Юпитера — так называемое Большое красное пятно. Этот гигантский ураган в южном полушарии транспортирует тепло из недр планеты на поверхность, сообщается на сайте NASA.

Вопрос об источнике энергии Юпитера волнует ученых уже давно — с тех пор, как стало ясно, что температура на его поверхности сравнима с земной, несмотря на то, что планета гораздо сильнее удалена от Солнца. Новые данные были получены при помощи спектрометра и инфракрасного телескопа IRTF NASA, расположенных на вулкане Мауна-Кеа острова Гавайи. Ученые измерили температуру юпитерианского воздуха в самом урагане и на высоте 500-750 километров над ним, что и позволило сделать выводы, объясняющие загадку.

Ураган выступает как гигантский тепловой насос, «выкачивая» тепло из недр планеты, разогретых благодаря огромному давлению и распаду остатков радиоактивных веществ. Тепло поднимается вверх и разогревает поверхность Юпитера.

Ученые полагают, что подобные процессы могут быть характерны не только для Юпитера, но и для подобных ему планет вне Солнечной системы.