Ультракомпактная карликовая галактика таит в себе сверхмассивную черную дыру: данные восьмиметрового оптического инфракрасного телескопа Gemini на Гавайских островах и фотографии, полученные с телескопа Хаббла, показали наличие в крошечной галактике M60-UCD1 черную дыру с массой эквивалентной 21 млн солнц. Это обнаружили астрономы из Университета Юты (США).

Это открытие позволяет предположить, что огромные черные дыры более распространены, чем считалось ранее, и их много и в других карликовых галактиках. Черные дыры — это сжатые звезды и скопления звезд с такой сильной гравитацией, что даже свет втягивается внутрь, хотя вещество вокруг может извергать рентгеновские лучи и другие виды излучений. Ученые предполагают, что внутрь таких крошечных галактик массивная черная дыра могла попасть только при столкновении остатков крупных галактик. «Мы не знаем никакого другого способа, как настолько большая черная дыра могла бы оказаться в такой маленькой галактике», — говорит Энил Сет (Anil Seth) из Университета Юты.

Центральная сверхмассивная черная дыра в центре нашей галактики Млечный Путь имеет массу равной массе 4 млн солнц, но этот вес составляет меньше чем 0,01% общей массы галактики весом около 50 млрд солнечных масс. «Это весьма удивительно, учитывая, что Млечный Путь в 500 раз больше и в 1000 раз тяжелее, чем карликовая галактика M60-UCD1», —  говорит Сет.

Это, разумеется, не единственные чудеса, которые время от времени обнаруживают астрономы. В прошлом году портал портал «Научная Россия» писал о необычных звездах, стремящихся покинуть пределы нашей галактики, и потому представляющие большой научный интерес.

Фото превью: NASA, ESA, Public domain, Wikimedia Commons