15 июня группа исследователей из университетов Лестера, Кембриджа (Великобритания), Альбертского университета (Канада) и Европейского космического агентства, анализируя данные со спутника Swift, принадлежащего НАСА, обнаружила начало новой вспышки в области V404 созвездия Лебедя. Там черная дыра и небольшая звезда, подобная Солнцу, вращаются вокруг друг друга. С этого момента астрономы всего мира ведут непрерывное наблюдение за этими объектами в ожидании эффектного светового шоу. О ходе наблюдений сообщает вебсайт НАСА.

30 июня команда исследователей под руководством Эндрю Бирдмора (Andrew Beardmore) из университета Лестера (Великобритания) получила изображение звездной «пары» в рентгеновском спектре с телескопа, установленного на борту спутника Swift. Ученые выявили серию концентрически расходящихся кругов, составляющих около одной трети видимого размера полной луны. На анимированной картинке, составленной из сложения нескольких фотографий, видно, как кольца вокруг центра постепенно расходятся, угасая на периферии.

Астрономы разъясняют, что эти «кольца» представляют собой эхо рентгеновского излучения, которое черная дыра испускает во всех направлениях. Слои космической пыли отражают часть рентгеновских лучей, но свет, проходя расстояние от черной дыры до Земли, запаздывает. Время задержки создает световое эхо, образуя картинку колец, расширяющихся во времени.

Детальный анализ показал, что все расширяющиеся кольца произошли в результате большой вспышки, произошедшей 26 июня этого года. На изображении наблюдается несколько колец, потому что от Земли до черной дыры на расстоянии в 4 тыс. и 7 тыс. световых лет имеется несколько слоев космической пыли. Регулярные наблюдения за кольцами позволяет астрономам лучше понять их природу.

Область V404 созвездия Лебедя находится на расстоянии в 8 тыс. световых лет. Каждые двадцать лет эта черная дыра производит выброс большого количества световой энергии. Последняя ее вспышка наблюдалась в 1989 году.

Читайте также на нашем портале об обнаружении во Вселенной пяти новых сверхмассивных черных дыр.