Ленточный паразит в теле колумбийца породил злокачественные клетки, которые распространились подобно раковым. Случай описали ученые из Великобритании в статье в New England Journal of Medicine, передает Nature.

Ученые под руководством Питера Олсона (Peter Olson), паразитолога из Музея естественной истории в Лондоне, исследовали редчайший случай возникновения раковой опухоли у человека из-за ленточного червя-паразита.

Впервые раковые клетки, порожденные червем, исследовали в 2013 году в Центре контроля и предупреждения болезней США. Их взяли у 41-летнего ВИЧ-инфицированного колумбийца. Мужчина несколько месяцев болел, прежде чем попал в поле зрения врачей. Колумбийские доктора обнаружили, что его иммунная система сломлена, и что он заражен червем-паразитом, известным как карликовый цепень (Hymenolepis nana). В легких и лимфатических узлах у больного обнаружили маленькие похожие на раковую опухоль образования. Образцы больных тканей отправили в США.

Под микроскопом в образцах обнаружили маленькие странные клетки, похожие на раковые, внедрившиеся в соседние здоровые ткани. Тест на человеческие белки оказался негативным, что странно. Исследуемые клетки как будто не были похожи на принадлежащие сложному многоклеточному организму, как это следовало бы ожидать.

К сожалению, больной колумбиец, ткани которого исследовали, скончался в мае 2013 года из-за отказа почек. Патологоанатомы под руководством Атиса Муеленбачса (Atis Muehlenbachs) исследовали ДНК зараженных ленточным червем клеток погибшего пациента и обнаружили, что они принадлежат паразиту. Секвенирование генома этих клеток показало, что клетки червя несли мутацию, которая вызывала опухоль в клетках человека.

Это не уникальный случай, хотя и очень редкий, возникновения рака при заражении ленточным паразитом. Питер Олсон ранее изучал других пациентов с ослабленной иммунной системой, имевших подобные раковые клетки. Он считает, что личинки паразитов попадают в лимфатические узлы из желудка человека, чья иммунная система больна. У здоровых людей такое заболевание невозможно. Но у людей с иммунодефицитом личинки, вместо того, чтобы вырасти во взрослых червей, перерождаются в опухоль, ведь в них содержатся стволовые клетки, которые пролифирируют.

Пока нет данных, что пролифирирующие клетки ленточного паразита могут передаваться от человека к человеку, но очевидно, эту проблему нужно изучить. Также как изучить и способность других паразитов вызывать рак у человека. В любом случае, следует признать, что ученые обнаружили новый вид инфекции, о которой раньше просто не подозревали.