Вправду ли Бетти была столь умна и уникальна? Разобраться в этом решили специалисты по поведенческой экологии из университета Сент-Эндрюс (Великобритания), под руководством постдока Кристиана Рутца (Christian Rutz). Отчет об их исследовании, опубликованный в журнале Royal Society Open Science, пересказывает сайт журнала Science.

14 лет назад этологов (специалистов, изучающих поведение животных) поразила своими талантами самка новокаледонского ворона (Corvus moneduloides) по кличке Бетти. Только что пойманная в дикой природе, она удивительно быстро догадалась, как достать кусок мяса со дна высокой узкой стеклянной банки: Бетти согнула конец проволоки в крючок и успешно вытащила с помощью него лакомство. Специалисты были впечатлены этим, как они решили, экспромтом по изготовлению орудий труда, а журналисты поспешили назвать Бетти «самой умной птицей в мире».

Рутц с коллегами в течение четырех лет наблюдали за 18 пойманными в дикой природе новокаледонскими воронами, задавая им ту же задачку по выковыриванию еды из труднодоступных мест (например, личинок из трещин в коре деревьев), с которой когда-то так успешно справилась Бетти.

Наблюдения показали — и это было подробно заснято на камеру — что практически все вороны использовали для этого орудия труда, сделанные из веток по одному и тому же методу. А именно, все боковые веточки птицы откусывают «под корень», а от одной оставляют основание, коротое служит затем крючком для выковыривания еды. Портал Научная Россия уже рассказывал об этом.

Однако 10 ворон шли дальше и специально сгибали концы веток, заклинивая их для этого в щелях и нажимая ногами на противоположный конец. То есть, делали то же самое, что и Бетти. «Это стало для нас полным сюрпризом, — признался Рутц. — Теперь мы думаем, что они постоянно сгибают свои инструменты при их изготовлении, что это часть их природного репертуара».

Иными словами, ученые полагают, что такая способность заложена у новокаледонских ворон генетически. Если так, то со стороны Бетти тогда это был не вполне экспромт — скорее, она быстро сориентировалась в незнакомой ситуации, творчески применив навыки, которые уже имелись у нее от природы. Ведь этот прием использовали только 10 ворон, не все 18. Это, впрочем, тоже впечатляет. Собственно, по той же схеме зачастую действуем и мы с вами — применяем известные навыки в неизвестной обстановке.

Напомним, другие эксперименты показали, что новокаледонские вороны способны также к некоторым логическим умозаключениям. Подобные таланты кажутся уже не столь удивительными в свете одного недавнего открытия: оказывается, у многих птиц нервных клеток в переднем отделе мозга не меньше, чем у приматов, просто они плотнее «упакованы».

[На фотографии: дикий новокаледонский ворон держит инструмент из веточки. James St. Clair]