Ученые из Nanyang Technological University в Сингапуре изучили геном нескольких представителей бушменов, говорящих на койсанских языках. Исследование выявило признаки необыкновенного генетического разнообразия. С большой вероятностью этот факт означает, что в далеком прошлом бушмены были представителями, возможно, самой многочисленной человеческой группы на Земле. О результатах сообщает публикация на сайте журнала NatureCommunications.

Предположение, что народы койсанской группы языков происходят от весьма обширной группы предков было высказано еще в 2012 году по результатам исследование генома одного бушмена. Нынешнее исследование сингапурских ученых подтвердило и развило это предположение. Ученые изучили геномы пятерых бушменов и сравнили их ДНК с геномами 1462 людей со всего мира. Во-первых, оказалось, что предки как минимум двух из пятерых бушменов никогда не смешивались с другими группами.

Во-вторых, на основе полученных реультатов исследователи реконструировали численность койсанской группы, т.е. предков бушменов, а также европейцев, азиатов и другой группы жителей Африки, Йоруба. Оказалось, что эффективная численность популяции (число способных к деторождению) у всех четырех групп уменьшилась в период между 120000 и 30000 лет назад. Все группы, кроме койсанской, уменьшились катастрофически — 30 тысяч лет назад численность европейской и азиатской групп уменьшились на 90% по отношении к пиковой численности. Число Йоруба уменьшилось на 69%. Но Койсанская группа сократилась всего на 26%, вероятно, благодаря месту проживания — на юге Африки число осадков не уменьшилось, а, напротив, увеличилось.

Упадок Кайсанской группы начался позже, примерно 20000 лет назад, и резко ускорился около 4000 лет назад, когда на континенте распространились фермеры, говорящие на Банту. Сейчас людей говорящих на койсанских языках, известно примерно 100000 — сравните с 45000000 говорящих на банту и еще 180 млн из родственных групп, говорящих на суахили и других языках.

Правда, не все генетики согласны с этой версией. Оппоненты сингапурских ученых обращают внимание на то, что не все группы африканского населения были включены в исследование. Кроме того, они предполагают, что генетическое разнообразие бушменов могло все-таки возникнуть в результате еще не выявленного смешивания.

Бушмены уже давно привлекают внимание исследователей из-за своих совершенно особых щелкающих языков, принадлежащих к койсанской группе и из-за сохранившегося у них чрезвычайно древнего образа жизни. Портал Научная Россия уже писал об этой редкой группе языков и о сильной изоляции бушменов среди других народов.