Международный коллектив ученых выяснил, что ускоренный метаболизм у людей способствовал образованию большого мозга. Ускорению метаболизма, в свою очередь, способствовал высокий процент жира в теле. Результаты этого исследования опубликованы в Nature, и кратко в пресс-релизе Университета Лойолы в Чикаго, чьи сотрудники стали соавторами статьи.

В исследовании приняли участие 141 человек, 27 шимпанзе, 8 бонобо, 10 горилл и 11 орангутанов. Используя метод воды с двойной меткой, ученые измеряли полный расход энергии у людей и обезьян. Полный расход энергии включает в себя калории, сжигаемые в состоянии покоя, и калории, сжигаемые во время физической активности. Эти измерения проводили у людей и обезьян, которые жили своей обычной жизнью. Оказалось, что (с поправкой на размер тела) в среднем каждый день человек потребляют на 400 калорий больше, чем близкие к ним виды приматов — шимпанзе и бонобо, на 635 калорий больше, чем гориллы и на 820 калорий больше, чем орангутаны.

Кроме того, у людей процент жира в теле заметно выше, чем у ближайших эволюционных родственников. У людей наблюдается также значительная разница содержания жира среди обоих полов: 22,9% жира в теле у мужчин и 41,7% — у женщин.

Для исследования авторы статьи брали данные о людях, полученные в исследовании ученых из чикагского Университета Лойолы под руководством Эми Льюк (Amy Luke). Исследования велись в рамках проекта «Моделирование и исследования эпидемиологического перехода» (METS). Льюк с коллегами пыталась найти связь между физической активностью, расходом энергии и набором веса у взрослых людей. В ее исследовании участвовали добровольцы из США, Южной Африки, Ганы, Сейшельских островов и Ямайки.

Приведенные в статье результаты подтвердили гипотезу о том, что люди развили быстрый метаболизм и больший энергетический бюджет, чтобы увеличить объем мозга, а на это требуется больше калорий. Высокий метаболизм также способствует рождению большего количества детей и увеличению продолжительности жизни.

Авторы работы надеются, что изучение метаболизма людей и высших приматов поможет решить проблему ожирения у людей, а также будет способствовать поиску лечения болезней, связанных с нарушением метаболизма, — диабета и сердечных заболеваний.

Читайте также наш материал «Искусство в чаше Петри» — о том, как сотрудница чикагского Университета Лойолы (США) Хантер Коул делает фотографии своих работ из чашек Петри с биолюминесценции бактериями.