Ученые из МГУ имени М.В. Ломоносова описали неизвестный ранее способ регуляции клеточной подвижности, выяснив, что протеинкиназа LOSK регулирует внутриклеточное распределение динактина — сложного белка, необходимого, в том числе, для транспортировки веществ внутри клетки. Исследование опубликовано в журнале Cytoskeleton.

Белок SLK/LOSK был ранее открыт в одной из лабораторий НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ. Теперь оказалось, что он задействован в регуляции подвижности клеток. Как и другие протеинкиназы, SLK/LOSK модифицирует другие белки путем фосфорилирования, что может менять их ферментативную активность, положение в клетке или взаимодействие с другими белками.

В ходе работы путем молекулярного клонирования биологи изготовили многочисленные генетические конструкции, которые внедряли в клетки животных. После нанесения экспериментальной раны, движение генетически модифицированных клеток и их соседок снимали на видео на микроскопе, оборудованном системой подогрева. При этом в клетках изучали также морфологию цитоскелетных структур и анализировали содержание ряда белков в цитоплазме, а также воздействовали на клетки специфическими ингибиторами. В результате было замечено, что LOSK способна регулировать внутриклеточное распределение белка динактина.

«Результаты работы могут быть использованы уже сейчас для дальнейших исследований в этой области. Применение же наших результатов в будущем в медицинской практике (разработка специфических ингибиторов подвижности для терапии онкозаболеваний или специфических стимуляторов подвижности для лечения заболеваний сосудов) зависит от соответствующей законодательной базы», — пояснил один из авторов исследования, доктор биологических наук Антон Бураков.