Биологи МГУ открыли неизвестный ранее способ регуляции клеточной подвижности

Открытие позволит разработать новые препараты для терапии онкологических заболеваний или лечения болезней сосудов.

Ученые из МГУ имени М.В. Ломоносова описали неизвестный ранее способ регуляции клеточной подвижности, выяснив, что протеинкиназа LOSK регулирует внутриклеточное распределение динактина — сложного белка, необходимого, в том числе, для транспортировки веществ внутри клетки. Исследование опубликовано в журнале Cytoskeleton.

Белок SLK/LOSK был ранее открыт в одной из лабораторий НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ. Теперь оказалось, что он задействован в регуляции подвижности клеток. Как и другие протеинкиназы, SLK/LOSK модифицирует другие белки путем фосфорилирования, что может менять их ферментативную активность, положение в клетке или взаимодействие с другими белками.

В ходе работы путем молекулярного клонирования биологи изготовили многочисленные генетические конструкции, которые внедряли в клетки животных. После нанесения экспериментальной раны, движение генетически модифицированных клеток и их соседок снимали на видео на микроскопе, оборудованном системой подогрева. При этом в клетках изучали также морфологию цитоскелетных структур и анализировали содержание ряда белков в цитоплазме, а также воздействовали на клетки специфическими ингибиторами. В результате было замечено, что LOSK способна регулировать внутриклеточное распределение белка динактина.

«Результаты работы могут быть использованы уже сейчас для дальнейших исследований в этой области. Применение же наших результатов в будущем в медицинской практике (разработка специфических ингибиторов подвижности для терапии онкозаболеваний или специфических стимуляторов подвижности для лечения заболеваний сосудов) зависит от соответствующей законодательной базы», — пояснил один из авторов исследования, доктор биологических наук Антон Бураков.

белки динактин клеточная подвижность протеинкиназа losk фосфорилирование