Необычное исследование провел кардиолог Закари Голдбергер (Zachary D. Goldberger) из Вашингтонского университета в соавторстве со специалистом по внутренней медицине Джоелом Хауэллом (Joel D. Howell) и музыковедом Стивеном Уайтингом (Steven M. Whiting) из Мичиганского университета (США). Ученые посчитали, что ритм биения сердца не может не отражаться на ритме той музыки, которую пишет композитор, и изучили с этой точки зрения произведения Людвига Ван Бетховена. По их мнению, пунктирный ритм, смена темпа, неожиданные паузы и составные ноты — все эти элементы, столь характерные для музыки Бетховена, говорят о нерегулярной частоте сердечных сокращений у композитора. Результаты исследования опубликованы в журнале PerspectivesinBiologyandMedicine.

Услышать в музыке великого композитора биение его сердца можно во многом благодаря тому, что многие свои произведения он написал тогда, как полностью потерял слух. Ученые считают, что это сделало Бетховена более чувствительным к собственному сердечному ритму — единственной музыке, которую он мог ощущать, лишившись внешних звуков. Они изучили ритмический рисунок и знаки препинания в трех музыкальных произведениях композитора, которые музыковеды характеризуют как особенно неожиданные и драматичные для времен Бетховена.

Это соната для фортепиано ми-бемоль мажор «Прощальная» (opus 81a), в которой специалисты услышали отличительный «скачущий» ритм, а после — нерегулярный стук сердца.

Также это струнный квартет №13 си-бемоль мажор (opus 130), где они смогли услышать короткий приступ мерцательной тахиаритмии, причем в том моменте произведения, о котором сам композитор указал, что его надо играть «с тяжелым сердцем».

Наконец, в сонате для фортепиано №12 ля-бемоль мажор (opus 110) ученые обращают внимание на момент, в который левая рука играет повторяющийся набор нот, ритм которого характерен для тахиартимии, а правая рука при этом играет мелодию, напоминающую переживание одышки, как раз очень характерное для приступа тахиартимии.

По словам ученых, тот ритм, который можно услышать в произведениях Бетховена, позволяет предположить, что он страдал нарушениями сердечного ритма — мерцательной аритмией, трепетанием предсердий или даже мультифокальной предсердной тахикардией.

Безусловно, одной лишь музыки недостаточно для постановки диагноза, но ученые уверены, что нашли еще один вариант интерпретации музыкальных ритмов. «Эти музыкальные отрывки в буквальном смысле кажутся очень сердечными», — пишут ученые в статье.