Нейрофизиологи из университета Женевы (Швейцария), под руководством профессора Дениса Жабодона (Denis Jabaudon) разобрались в генетических основах развития у новорожденного млекопитающего базовых чувств — осязания, зрения и слуха — и обнаружили их общность. Статью об этом, опубликованную в журнале Nature, пересказывает сайт NeuroScientistNews.

Анализируя экспрессию генов при возникновении соответствующих сенсорных путей (пролегающих от органов чувств к мозгу) у мышат, Жабодон с коллегами узнали, что в основе каждый раз лежит одна и та же схема экспрессии генов. «Это как бы общий генетический язык, который объединяет все эти чувства», — сказал ученый.

Наличие такого «языка» объясняет многие аспекты нашего восприятия окружающего мира. Например то, как мозгу удается обрабатывать сигналы от разных органов чувств согласованно, получая в результате комплексную картину. Или то, что, например, у слепых людей гораздо сильнее обычного развивается слух — разные сенсорные пути могут компенсировать друг друга. Яснее становится и природа сложных зрительно-осязательно-слуховых галлюцинаций.

«Наши результаты помогают лучше понять, как нервные пути, дающие нам представление об окружающем мире, совместно формируются в ходе развития [организма]. Теперь можно исследовать, как их можно "починить", когда они "ломаются"», — объяснил Жабодон.

Ученый уточнил, что у детеныша мыши формирование сенсорных путей занимает всего несколько дней — и потому это такой удобный объект для исследования. У ребенка же на это уходит до нескольких месяцев, поскольку нервная система человека сложнее, и больше подвержена влиянию нервных импульсов.

Напомним, в прошлом году ученые выяснили, что ощущение прикосновения наш мозг обрабатывает в два этапа. Есть прогресс и в изучении механизмов возникновения более сложных чувств — например, чувства жажды.