Группа микробиологов из Университета Вандербильта (США) во главе с профессором Эриком Скааром (Erick Scaar) выяснила, что одним из путей, при помощи которых патогенная микрофлора развивает устойчивость к антибиотикам в организме человека, является смена способа выработки энергии и превращение  в «слабый» вариант колонии. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Host and Microbe.

Скаар сравнивает золотистый стафилококк и другие патогенные микроорганизмы с бандой хулиганов, которые, пока вы принимаете лекарства, перестают питаться совместно и прикидываются неактивными штаммами. Как только вы прекращаете лечение, думая, что выздоровели, они восстают, вызывая еще более тяжелую форму инфекции.

До сих пор считалось, что все бактерии, резистентные к антибиотикам, генетически родственны. Но Эрик Скаар и его коллеги предположили, что существуют отдельные штаммы бактерий, каждый из которых выработал устойчивость своим путем и обменивается недостающими веществами с другими видами микробов.

Для доказательства этой гипотезы был проведен эксперимент. Ученые поместили в одну питательную среду два разных вида стафилококка: один, который не может вырабатывать гем, а другому не достает соединения менахинон. Через некоторое время в пробирке развилось чудовищное количество стафилококков. Далее был проведен эксперимент на мышах. Ученые ввели в организм мышей разные штаммы стафилакокка, вызывающие остеомиелит: гем- и менахонин-дефицитный, а также их смесь. Каждый из видов по отдельности вызвал лишь незначительное инфекционное заболевание, тогда как смешанный вариант стал причиной тяжелейшего поражения костной системы.

Таким образом, исследователи установили, что устойчивость к антибиотикам может развиться в результате кооперации отдельных штаммов бактерий. Это позволит выработать новые подходы к лечению таких случаев. Например, одним из вариантов борьбы с вредными микроорганизмами является предотвращение питательного обмена между ними.

Источник изображения: Wikimedia Commons