Бабочка с беспрецедентным цветовым зрением

Ученые выяснили, что у австралийской бабочки Graphium sarpedon в восприятии цвета задействовано 15 рецепторов.

Биологи из Национального университета Тайваня и японского университета SOKENDAI обнаружили у бабочки Graphium sarpedon (род — графиум, семейство — парусники) поразительную способность к различению цветов. У этой бабочки в отличие от большинства не четыре, а сразу пятнадцать видов фоторецепторов — клеток, отвечающих за цветовое зрение. Статья ученых опубликована в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Авторы работы собрали 200 самцов таких бабочек на территории Японии и провели детальный анализ строения их глаз на физиологическом, анатомическом и молекулярном уровнях. Они обнаружили, что разные цвета стимулируют разные типы рецепторов. При этом если ультрафиолет воспринимается только одним рецептором, то на восприятие различных оттенков синего настроено сразу три вида рецепторов, а зеленого — четыре.

Исследователи предполагают, что некоторые из этих рецепторов понадобились бабочкам, чтобы выполнять специфическую роль, важную для выживания вида. К примеру, особая чувствительность к цветам сине-зеленого спектра, вероятно, помогает этим насекомым легко разглядеть свою потенциальную пару даже на фоне голубого неба.

Такое количество фоторецепторов, отвечающих за восприятие цветов, — рекордное из зафиксированных. У большинства насекомых их всего три, у бабочек — четыре. У человека эту функцию выполняет три вида так называемых колбочек, и этого числа оказывается достаточно, чтобы различать миллионы оттенков. Соответственно, нам даже сложно вообразить, насколько разноцветным видит мир бабочка Graphium sarpedon.

graphium sarpedon бабочки фоторецепторы цветное зрение