Европейское космическое агентство (ESA) опубликовало цветное изображение туманности M2-9, называемой также бабочкой Минковского, или Двойной реактивной (Twin Jet). Снимок получен с телескопа «Хаббл» с помощью спектрографа STIS и показывает с высокой детальностью необычайную парную структуру туманности.

Туманность M2-9 открыл в 1947 году германо-американский астрофизик Рудольф Минковский. Это планетарная туманность, в центре которой расположена двойная звездная система. На снимке четко видны яркие светящиеся расширяющиеся газовые оболочки туманности. Это признак умирающей звезды малой и средней массы. Звезда сбросила свои верхние слои, они вытянулись в виде двух крыльев, и обнажившиеся остатки ядра освещают их во всей красе.

Масса обеих звезд в центре туманности примерно равны массе нашего Солнца — с коэффициентом от 0,6 до 1 для меньшей и от 1 до 1,4 для большей. Звезда побольше заканчивает свои дни, ее внешние оболочки улетели в космос. Более мелкий партнер еще поживет, он находится в стадии белого карлика.

Характерная форма обоих крыльев туманности M2-9, скорее всего, обязана своим происхождением взаимному движению двух центральных звезд. Считается, что белый карлик вращается вокруг старой звезды, поэтому вылетающий из нее газ образует крылья, а не надувается сферой. Крылья туманности все еще растут, что дало ученым основание подсчитать ее возраст — всего-то навсего 1200 лет (sic!).

Еле заметные голубые лоскуты в крыльях и собственно есть парные струи, истекающие в космос со скоростью один миллион километров в час. Из-за двойной звездной системы в центре туманности эти струи медленно меняют свою ориентацию, двигаясь вдоль крыльев под действием гравитации звезд.

Считается, что белый карлик вращается вокруг старой звезды всего сотню лет. Он еще и крадет крадет газ у своего светила. Этот газ образует гигантский диск вокруг обеих звезд, но его не видно даже в «Хаббл».

Телескоп «Хаббл» часто радует качественными цветными снимками космических объектов. Он работает на орбите уже 25 лет, и ученые готовят «Хаббл» замену, о чем недавно рассказывал портал Научная Россия.