Джон Или (John Ilee) из института астрономии Кембриджского университета (Великобритания) и его коллеги обнаружили сверхмассивную молодую звезду, расположенную почти в 11 тыс. световых лет от Земли. Ее дальнейшее исследование может помочь ученым понять, как формируются самые тяжелые звезды во Вселенной. Сейчас звезда весит как 30 Солнц и все еще находится в процессе роста, осваивая материал из родительского молекулярного облака. Это означает, что она будет еще более массивной, когда достигнет зрелости. Об открытии рассказывает вебсайт Кембриджского университета.

В нашей галактике массивными считаются звезды, чей вес, по крайней мере, в восемь раз превосходит массу Солнца. О них известно гораздо меньше, чем о звездах среднего и малого размера. Это связано с тем, что они живут быстро и умирают молодыми.

«Средняя звезда, подобная нашему Солнцу, формируется в течение нескольких миллионов лет, в то время как массивные звезды образуются на порядок быстрее — им нужно всего около 100 тыс. лет. Эти массивные звезды также сжигают свое топливо гораздо быстрее, поэтому они имеют более короткую продолжительность жизни. Это делает их обнаружение в фазе молодости трудным», — объяснил профессор Или.

Астрономы считают, что большое количество протозвезд находится в инфракрасном темном облаке — чрезвычайно холодной и плотной области пространства. Процесс звездообразования очень трудно наблюдать с помощью обычных телескопов, так как молодые звезды, как правило, окружены толстым непроницаемым облаком газа и пыли. Но с помощью субмиллиметрового телескопа на Гавайях и Очень Большого телескопа (VLA) в Нью-Мексико, которые используют относительно длинные длины волны света, ученые получили возможность заглянуть через облако космической пыли в звездные «ясли».

Измеряя свечение холодной пыли вблизи звезды, а также используя сведения об уникальных свойствах различных молекул в газе, исследователи смогли определить наличие т.н. диска Кеплера, который вращается быстрее в его центре чем на периферии.

«Такой же тип вращения просматривается в Солнечной системе — внутренние планеты вращаются вокруг Солнца быстрее, чем внешние планеты», — сказал профессор Или. По его словам, обнаружение такого диска вокруг массивной молодой звезды позволяет установить черты сходства между массивными и малыми звездами типа нашего Солнца.

Первоначально эта работа была частью учебного проекта студента университета Сент Эндрюс Пунех Назари (Pooneh Nazari). Он выполнил начальную интерпретацию данных и написал программный код для измерения массы звезды. Ученые выяснили, что диск вещества, вращающегося вокруг звезды, по крайней мере, в три раза превосходит по массе Солнце.

Следующим шагом проекта будет наблюдение звездной области с использованием Большого миллиметрового телескопа (ALMA), расположенного в Чили.

Читайте также на портале Научная Россия об одной из самых далеких нейтронных звезд в нашей галактике.