Ранее никакие телескопы не обладали достаточной мощностью, чтобы рассмотреть участки, находящиеся в непосредственной близи от черных дыр. Но благодаря новому методу наблюдения, ученые из университета Женевы (Швейцария) смогли заглянуть во внутренние области черной дыры PKS 1830-211. Об исследовании рассказывает вебсайт Европейского космического агентства (ESA).

Эта звезда находится на расстоянии в несколько миллиардов световых лет. Ни спутник Integral, принадлежащий Европейскому космическому агентству (ESA), ни Fermi НАСА не могли наблюдать эту область, если бы не счастливый случай — гравитационное микролинзирование.

Исследователь Андрий Неронов (Andrii Neronov) и его коллеги использовали гравитационную силу звезды, находящуюся между Землей и исследуемым объектом, как магнитный объектив и измерили размер области исхода гамма-лучей. Наблюдаемая струя излучения покрывает область, равную 100 расстояниям от Земли до Солнца. В астрономических масштабах, оно оценивается как очень короткое.

К слову, этот метод был впервые использован для изучения гамма-лучей. Гамма-излучение испускается наиболее мощными энергетическими объектами Вселенной. Например, пучки гамма-лучей, движущиеся со скорость, близкой к скорости света, наблюдаются в районах, расположенных вокруг черных дыр. Считается, что оно происходит от вращения сверхгорячей материи, поглощаемой черной дырой с очень высокой скоростью. Ученые не понимали их поведение, поскольку не могли ясно видеть процессы, в результате которых они происходят.

Порофессор Неронов рассказывает, что с Земли черные дыры предстают очень маленькими. Они просто слишком далеко. Попытка разглядеть PKS 1830-211 с земных телескопов похожа на то, как если бы мы пытались разглядеть муравья на поверхности земли, сидя на Луне.

Массивные космические объекты — как одиночные звезды, так и скопления галактик — искривляют и фокусируют свет, проходящий мимо них, силой своей гравитации, действуя при этом как гигантские магнитные линзы.

«Поразительно наблюдать столь тонкие объекты, находящиеся столь далеко от нас. Я очень взволнован», — признается профессор Неронов.

Наблюдения показали, что гамма-лучи исходят из области, находящейся в непосредственной близи от поверхности черной дыры. Это наталкивает ученых на некоторые соображения, относительно того, что значимо, а что нет в природе этих лучей.

Читайте также на нашем портале об открытии британских астрономов — обнаружении пяти новых сверхмассивных черных дыр.