Команда астробиологов из Корнельского университета (США) под руководством профессора Альберто Файрена (Alberto Fairén) определила наиболее подходящие места для будущих экспедиций на Красную планету. Ученые выяснили, что равнина Аргир содержит все химические элементы, необходимые для возникновения и развития живых организмов. Иными словами, если на Марсе и могла возникнуть жизнь, то с наибольшей вероятностью именно в этом месте. Результаты исследования опубликованы в журнале Astrobiology.

«Аргир демонстрирует набор ландшафтных особенностей, которые перспективны с астробиологической точки зрения, в том числе наличие гидротермальных месторождений и следов древнего ледника», — сказал профессор Файрен. Весьма удобны, по его словам, и расположение и структура этой местности.

Дело в том, что в этом месте Марс имел большое количество проточной воды, а также атмосферу, которая защищала его от радиации. Это было около 4 млрд лет назад. Примерно в это же время в Марс врезался метеорит, в результате которого образовался бассейн Аргир. Ранее он мог быть большим водоемом, который питал близлежащие реки. Значима также близость гидротермальных источников, которые также могли способствовать возникновению жизни.

Со временем под воздействием солнечной радиации Марс потерял свою атмосферу, его поверхность застыла и засохла. Но миллиарды лет назад бассейн Аргир был идеальным местом для развития жизни. Следующие миссии на Красную планету могли бы найти какие-либо следы жизни (хотя бы и в виде окаменелостей) именно в этом месте, считают ученые.

Равнина Аргир находится примерно в 50 градусах Южной широты — примерно в том месте, где на Земле расположены Фолклендские острова. В зимние месяцы местность слабо освещается солнцем, поэтому все аппараты, которые будут работать в этой местности, должны быть оснащены емкими аккумуляторами.

Профессор Файрен и его команда считают, что эффективно сначала использовать орбитальные аппараты, которые тщательно исследуют местность с воздуха, а затем совершить высадку мобильных модулей с буровыми установками и мини-лабораториями для экспериментов. Ученые надеются на то, что Аргир мог сохранить последние останки древней марсианской биосферы.

Но есть важная трудность — исследователи не хотят пользоваться услугами марсоходов типа Curiosity, которые сейчас находятся на поверхности Красной планеты. Дело в том, что они могли быть заражены следами земных форм жизни и могут перенести их на изучаемые образцы, что не гарантирует чистоты эксперимента. Стерилизация Curiosity может повредить его бортовую электронику, поэтому мы должны найти эффективный и безопасный способ очистки нового марсохода, считают ученые.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что на Марсе были все условия, необходимые для возникновения жизни.