Ученые из Венского университета (Австрия) во главе с Клаусом Ламмом (Claus Lamm) выяснили, что притупляя боль человека, мы делаем его также менее чувствительным к боли другого человека. Результат получен с использованием плацебо, которое, как было доказано ранее, действует с помощью того же механизма, что и опиоидные обезболивающие. Статья об исследовании опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В предыдущих исследованиях при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии было показано, что при ощущении собственной боли и наблюдении за болью другого человека активируются одни и те же зоны головного мозга. Но само по себе это не позволяло сделать вывод, что механизм этих двух процессов идентичен. Так ли это, решили проверить Ламм и его коллеги. Они разделили группу из ста человек на экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа получала плацебо: участникам таблетка описывалась как дорогой и очень эффективный анальгетик. Этот хорошо себя зарекомендовавший протокол использования плацебо известен схожим действием с опиоидными средствами.

Далее испытуемых просили оценить степень боли, испытываемой от небольших электрических разрядов, а также степень боли человека в соседней комнате, получающего, как им сообщали, аналогичные разряды. В результате оценка боли и собственной, и другого человека была значительно ниже, чем в группе, где участники не получали никаких препаратов. На МРТ также было видно, что во время эксперимента задействованы нервные пути и характерные для ощущения боли, и для сопереживания другому человеку.

Далее ученые задались вопросом о том, поможет ли блокирование механизма ответа на опиоиды убрать наблюдаемый эффект. Испытуемые получили препарат под названием налтрексон, обладающий таким действием. В результате у участников не наблюдалось ни снижения собственной боли, ни занижения оценок интенсивности боли другого человека. Таким образом, исследователи сделали вывод о том, что механизм усвоения опиоидных средств задействован в обоих процессах, вне зависимости от того, принимается реальный препарат или плацебо.