В Статистическом исследовательском центре при Американском институте физики впервые проследили карьеры физиков с ученой степенью PhD (приблизительный аналог нашей степени кандидата наук), которые ушли из академической науки в начале XXI века. Многие из молодых физиков тех лет выбрали работу в частных компаниях и не пожалели. Такие данные содержатся в новом отчете института под названием «Типичная карьера физиков в частном секторе» (Common Careers of Physicists in the Private Sector), а его резюме приводится в пресс-релизе.

В отчете обнародованы данные о 503 физиках, работавщих в частном секторе в течение 10-15 лет после получения ученой степени PhD. Их опросили на предмет отношения к работе, используемых навыков, зарплаты. Всех опрошенных разделили на восемь типов, привязанных к трем основным областям занятости: самозанятость, финансы и индустрия. 85% респондентов работает в частном секторе, и если не напрямую связаны с физикой, то в области точных и инженерных наук.

Согласно отчету, в 2011 году более трех четвертей из участвовавших в исследовании физиков зарабатывали свыше 100000 долларов в год. Это больше, чем получают их коллеги, оставшиеся в чистой науке. 71% физиков, работающих в бизнесе, описывают свою работу как пробуждающую интеллект, напряженную и благодарную, потому что они работают с умными интересными людьми с широким кругозором.

Исследование выявило необычные факты. К примеру, почти 80% физиков, работающих в области финансов, считают, что эта работа подходит для людей с ученой степенью по физике. Процент физиков, работающих в других областях, и имеющих такое же мнение, ниже. При ближайшем рассмотрении оказалось, что работа физиков-финансистов часто требует использовать сложное математическое моделирование и симуляции, где задействуются навыки, приобретенные в аспирантуре.

Согласно отчету, физики, которые организовали собственный бизнес, отнюдь не соответствовали стереотипу об ученых-одиночках. Они часто были лидерами своих компаний, тесно работая и с сотрудниками, и с клиентами. Основанные ими компании часто разрабатывали научно-технические продукты или предлагали услуги для промышленности.

Это первое систематическое исследование такого рода в США. Его авторы считают, что оно послужит выпускникам-физикам основанием для принятия решения о будущей карьере. Главное — оно показывает, что уход из академической науки не означает, что время работы над степенью по физике потрачено впустую. Кроме того, такие результаты сами по себе служат прекрасной рекламой академическому образованию.