Амебы — долгожители

Ученые смогли оживить амебы, которые пробыли в вечной мерзлоте десятки тысяч лет.

Сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета и Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН обнаружили в Арктике неизвестные ранее виды амеб, которые оказались совершенно жизнеспособны. Подробности этого открытия можно узнать в журнале ScienceDirect .

Амебы, одноклеточные существа, демонстрируют невероятную способность к выживанию в экстремальных условиях. Портал Научная Россия уже писал об амебных вирусах, обнаруженных в вечной мерзлоте. Теперь же ученые под руководством Алексея Смирнова и Любови Шмаковой выделили в вечной мерзлоте новые, до этого неизвестные виды амеб, причем некоторые из них настолько новы, что их даже пока что невозможно по-настоящему классифицировать. Но куда удивительнее не это, а поразительная жизнестойкость этих новонайденных одноклеточных организмов.

До этого уже было известно, что амебы могут довольно долго сохраняться в экстремальных условиях, когда их организм оказывается в состоянии «цисты», при которой возникает защитная оболочка и амебы «засыпают». Однако никто не ожидал, что амебы могут находиться в этом существовании десятки тысяч лет. Большая часть амеб, найденных учеными в вечной мерзлоте, оказались вполне жизнеспособными. Это открывает интересные перспективы, начиная от вполне прагматичного вопроса о возможности хранения амебных культур в замороженном виде и заканчивая изучением их генов. Как объяснил Алексей Смирнов, «Если нам удастся найти их прямых потомков в современной фауне тех же регионов, мы впервые сможем понять, насколько изменились гены этих организмов за 60 тысяч лет эволюции и, возможно, откалибровать "молекулярные часы" — метод, основанный на оценке скорости изменения генов живых существ и позволяющий нам датировать важнейшие эволюционные события».

Кроме того, цисты амеб оказались устойчивы к воздействию открытого космоса. После того, как амебы, возраст которых оценивался в 34 тысячи лет, в течение месяца подвергались воздействию открытого космоса, большая часть из них сохранила жизнеспособность. Это, впрочем, является и призывом к осторожности. Ученые напоминают, что при организации космических экспедиций следует тщательно стерилизовать космические аппараты, чтобы «потом не принять занесенные земные организмы за инопланетную жизнь».

амебы арктика новые виды