Амазонка Укока «сменила» пол

По результатам анализа ДНК костных останков, найденных 25 лет назад, гипотеза об алтайских амазонках опровергнута.

Группа новосибирских ученых, представляющих несколько институтов, провела анализ костных останков, найденных на плато Укок на Горном Алтае 25 лет назад. Тогда находку посчитали останками женщины-воина, отчего родилась гипотеза об алтайских амазонках. Новый же анализ показал, что останки принадлежат юноше. Об исследовании рассказывает журнал Наука из первых рук.

За четверть века, прошедшую с момента обнаружения парного захоронения, появились новые методы исследований. В данном случае был использован молекулярно-генетический анализа с применением четырех систем генетических маркеров (митохондриальной ДНК, полиморфного фрагмента гена амелогенина, STR-локусов аутосом и STR-локусов Y-хромосомы).

Несмотря на то, что сохранность ДНК в останках более молодого погребенного была существенно ниже, нежели в останках зрелого мужчины, были получены достоверные молекулярно-генетические данные, которые свидетельствуют о мужском поле обоих погребенных из кургана 1 могильника Ак-Алаха-1. Установлено и близкое родство погребенных — предположительно, это дядя и племянник. Этот результат расходится с данными, полученными ранее методами физической антропологии. Ученые считают, что причиной таких расхождений может быть молодой возраст погребенного индивида: определение половой принадлежности останков индивидов подросткового возраста по морфологии скелета в некоторых случаях достаточно затруднительно.

Результаты исследований курганных могильников кочевников-пазырыкцев скифского времени (VI—III в. до н. э.) на юге Сибири получили мировую известность благодаря уникальной сохранности останков человека, животных и изделий из органических материалов. Курган 1 могильника Ак-Алаха был обнаружен в 1990 году, он был первым неразграбленным погребением этой культуры, где во льду сохранилось все, что обычно не сохраняется: погребальный инвентарь, фрагменты костюма, снаряжение коней.

Было установлено, что похороненные в нем двое людей имели довольно высокий социальный статус и относились к элите пазырыкского общества. Пол погребенного в первой колоде не вызвал сомнений — это был мужчина, в возрасте 45-50 лет. Пол же второго захороненного был предположительно определен как женский, хотя специалисты и обратили внимание на некоторые «неженские черты». Выводы антропологов подтверждались и особенностями сопровождающего инвентаря — весь он был меньших размеров. А главное, в области таза погребенного были обнаружены 34 раковины каури, возможно, являвшиеся украшением ремня, а семантика этих раковин уже расшифрована — они были (помимо прочего) символом женской плодовитости. Так и родилась гипотеза об жительнице Укока, алтайской амазонке.

амазонка укока археологические находки могильник ак-алах