В начале августа биологи из США, будучи в экспедиции в Южной части Тихого океана, наблюдали одно из самых редких существ на планете — моллюска-наутилуса Allonautilus scrobiculatus. Последний раз его встречали три десятка лет, передает пресс-служба вуза.

Allonautilus scrobiculatus — это вид морских головоногих моллюсков из семейства наутилоидей, или наутилусов. Он обитает в районе Папуа-Новой Гвинеи и Соломоновых островов. Это древние существа, возникшие более 500 миллионов лет назад, таких называют «живыми ископаемыми».

Аллонаутилусов открыли в 1984 году у острова Ндрова в Папуа-Новая Гвинея американские биологи под руководством Питера Ворда (Peter Ward) из Университета Вашингтона. Сначала их увидел коллега Ворда — Брюс Сандерс (Bruce Saunders) из колледжа Брин Маур, — а затем, через неделю, и сам Ворд. Ученые выловили моллюсков для изучения и обнаружили, что их челюсти, формы раковин и мужские половые органы не такие, как у других видов, то есть это самостоятельный вид. Аллонаутилусы отличаются толстой, волосистой, илистой раковиной. Этот вид оказался еще более неуловимыми, чем его сородичи наутилусы помпилиусы. Аллонаутилусов видели последний раз в 1986 году.

В августе 2015 года Ворд снова работал в Попуа-Новая Гивнея. С коллегами он расставил фотоловушки с приманкой, чтобы заснять моллюска. И два аллонаутилуса попались.

Затем ученые выловили несколько наутилусов, в том числе аллонаутилусов, взяли у них образцы тканей, раковин и слизистой и выпустили назад в место обитания, на глубину примерно 180 метров.

Изучив ткани моллюсков, биологи определили их возраст и пол. Кроме того, они поняли, что большинство популяций наутилусов изолированны друг от друга, потому что они обитают на узком пространстве океанских глубин. Эти моллюски плавают над дном в строго определенном слое. Опуститься ниже 800 метров они не могут из-за давления воды, выше — слишком для них тепло.

Популяция наутилусов сокращается, чему способствует браконьерская охота за красивыми раковинами. Будет жаль потерять этих животных, возникших на Земле задолго до динозавров и переживших два великих вымирания. Власти США в сентябре будут решать, следует ли взять эти виды под охрану государства, чтобы уберечь от исчезновения.