Всплывать акулам помогает экономия веса: хрящевой скелет и печень, наполненная специальным маслом, которое легче воздуха. На этом основании ученые полагали, что плавучесть акул отрицательная или нейтральная, однако новый эксперимент, проведенный учеными из Японии и США и описанный в журнале PLOS ONE, показал, что по крайней мере два вида этих хищников имеют положительную плавучесть. Об также кратко сообщает Science.

Тело обладает положительной плавучестью, если его вес меньше, чем объем вытесненной воды. Положительная плавучесть позволяет телу плавать на поверхности и не тонуть. Отрицательная, напротив, нужна, чтобы погрузиться в воду. В общем, ученые не ожидали от дышащих воздухом морских животных положительной плавучести. Но все же группа из Института исследований атмосферы и океана в Токио и Института морской биологии на Гавайях решила это обстоятельство проверить наверняка и измерить глубину, скорость плавания и ускорение животных. Биологи прикрепили мониторы к пяти тупоносым шестижаберным акулам (Hexanchus griseus) и одной бляшкошипой акуле (Echinorhinus cookei).

Инструменты зарегистрировали характерный удар, который производят акулы хвостами, когда всплывают. Эти удары учащаются при опускании, а это значит, что плыть вниз акулам труднее, чем всплывать. Ученые также обнаружили, что акулы могут всплывать в течение нескольких минут, почти не используя хвост. Этим они демонстрируют способность к парению, а это означает ни что иное как положительную плавучесть.

Положительная плавучесть могла развиться у акул как приспособление для охоты, чтобы подкрадываться к жертве снизу или как средство расслабить мышцы после дня, проведенного в охоте в более холодных глубоких водах.

Также на портале Научная Россия читайте о том, что акулам сложнее плавать в пресных водах, чем в соленых.