«Наука в школе сегодня находится на пересечении общественного и вашего профессионального педагогического интереса, да и в средствах массовой информации она вызывает большой резонанс. Научная журналистика по-прежнему востребована, а формулирование компетенций научного журналиста является сегодня актуальной задачей. Научный журналист должен обладать широтой кругозора, глубиной знаний в своей научной предметной области, высоким уровнем ответственности (ведь медиа влияют на формирование уровня научной грамотности общества), иметь твердое понимание своей миссии. Надеюсь, что в рамках наших общих точечных дискуссий мы от вас получим обратную связь и поймем, как надо повышать уровень научной культуры, как можно популяризовать науку в школе. Наша задача – продвигать позитивный образ науки и повышать ее», - говорит декан факультета журналистики профессор Елена Леонидовна Вартанова. 

В течение двух рабочих дней более 60 участников школы общались с учеными-популяризаторами науки, научными журналистами и преподавателями факультета. В рамках проекта состоялись не только лекции и теоретические занятия, но и мастер-классы и практикумы. 

Мария Евгеньевна Аникина, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики, рассказала о процессах медиатизации знаний и о том, какой образ ученых сложился в современных российских медиа. Школьным учителям она дает совет: избегать дутых сенсаций и произвольной вкусовой интерпретации, больше общаться с экспертами, способными дать практический прогноз, постараться делать свои тексты персонифицированными, сконцентрироваться на отдельной личности. В качестве примера того, как правильно и интересно писать о науке, она приводит «Российскую газету». 

Любовь Николаевна Стрельникова, главный редактор научно-популярного журнала «Химия и жизнь», провела для участников школы мастер-класс «Пойми меня», во время которого учила, как правильно расставлять смысловые акценты при создании текстов. «Один нанометр – диаметр трубочки для коктейля, который пьет микроб», - говорит она, иллюстрируя важность создания точных и цепляющих образов. Поясняющие ассоциации, отказ от эвфемизмов, минимум цифр - вот, по мнению редактора формула успеха, но главное, не писать ничего ненужного, ведь «на картине не должно быть лишних штрихов». 

Также участникам школы рассказали об особенностях работы журналиста при подготовке научно-просветительских текстов, о методах оценки качества научной информации и средствах противодействия лженаучным заблуждениям. 

Антон Георгиевич Войцеховский, автор и ведущий программы «Наука 2.0.EXперименты», в своей лекции «Соверменная телереволюция» поведал учителям о современных технических средствах, которые позволят снимать и хорошие документальные фильмы, и передачи для школьного телевидения. А Владимир Георгиевич Сурдин, астроном, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, член Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификации научных исследований при Президиуме РАН, рассуждал о вещах более глобальных: о полетах на Луну, концепциях марсианской базы, о том, чем занимается МКС и почему в космос выгоднее запускать беспилотные научные аппараты, а не людей. «Сегодня для нас космонавтика стала рутиной, сейчас нет никакого героизма в полете в космос, это обычная работа», - отмечает он. Однако, несмотря на десятилетия исследований и путешествий, современный человек по-прежнему знает далеко не все о космосе, а те знания, которые он имеет, не всегда оказываются верными. Все заблуждения Сурдин тоже пытается развеять, ведь, по его словам СМИ – это «средства массового поражения», которые оказывают большое влияние на аудиторию. И, если здесь собрались руководители школьных медиа, значит, в их силах влиять на получение процессов базовых естественно-научных познаний школьников.   

Подробнее: http://www.journ.msu.ru/about/news/15219/

Фото: Дмитрий Линников, Юлия Чванкина